|
ИГРА НА НЕРВЕ, КУРАЖЕ Камерный театральный коллектив «Славичи» работает на западе Москвы уже 15 лет
Маленький уютный зал на 26 мест, расположенный в высотном жилом доме на Рублевском шоссе. В холле – барная стойка с чаем, конфетами, печеньем.
Угощение, впрочем, как программки и билеты на спектакли – бесплатное. Узнать репертуар можно в Интернете или из расклеенных по району афиш,
пожилые зрители узнают о постановках в центрах социального обслуживания.
Спектакли «Славичи» играют по выходным, раза два в месяц. И это объяснимо, ведь актеры – их в труппе 25 человек – не являются профессионалами.
Узнать, прав ли был герой Евгения Евстигнеева в фильме «Берегись автомобиля», утверждавший, что "актер, не получающий зарплаты,
будет играть с большим вдохновением", мы решили у основателя театра, его главного режиссера Александра ОЛЕЙНИКА.
ГОЛОС ЕВСТИГНЕЕВА В ГРИМЕРКЕ
Александр Славиевич встретил радушно, чаем и шоколадными конфетами. Так здесь принято. Рассмеялся, услышав вопрос, и рассказал о том, что для его труппы
фильм Эльдара Рязанова стал своеобразным талисманом, цитируют киноленту в театре постоянно.
– После первого действия захожу к актерам в гримерную и говорю голосом Евгения Евстигнеева: "Зрителей полный стадион. Начинаем второй акт".
Я сам большой поклонник футбола, всю жизнь болею за «Спартак». И это мое невольное совпадение с героем знаменитой картины мы обыгрываем на всех
капустниках, а фраза, которую произношу за кулисами, приносит нам удачу. На наших спектаклях обычно аншлаг. И это потому, что работают у нас люди,
театру преданные, влюбленные в сцену. По основной профессии – топ-менеджеры, учителя, врачи, бухгалтеры... Едут на репетицию с работы иногда больше часа, а то и
двух, приходят усталые, вымотанные городом, пробками, заботами ежедневными, и вдруг – преображаются, словно рождаются заново. Играют на нерве, кураже, иногда так,
что позавидует любой именитый профессионал. Наши актеры знают зрителя, как говорится, в лицо, приходят в театр из повседневной жизни, с проблемами сегодняшнего
дня знакомы детально, не понаслышке, расстояние между теми,кто на сцене и в зале – минимальное и в прямом, и в переносном смысле. Сцены собственно вообще нет,
есть условная черта. Актер виден полностью, от зрителя не спрятаться за декорациями, которых минимум, или спецэффектами – мы не поклонники новомодных театральных
тенденций и течений.
– А это не страшно – играть в такой предельной близости? Ведь здесь невозможно сфальшивить, прикрыть свое неумение, страх, неуверенность – не всякий маститый
профессионал решится на такую короткую дистанцию.
– Мы просто знаем своего зрителя, любим его, а он, в свою очередь, любит нас, верит нам безоговорочно. И мы его стараемся не разочаровывать. А страх проходит
быстро, главное, что у актера в сердце, за душой...
БУХГАЛТЕР - ПРИМА НА СЦЕНЕ
– А кто ваш зритель? Чем его можно увлечь, удивить, порадовать?
– Наша зрительская аудитория не признает возрастных границ. Мы ставим в основном мировые театральные шлягеры, которые были и остаются интересными для всех и во
все времена. Последняя премьера театра: спектакль «Декоратор» – забавная английская комедия по пьесе Дональда Черчилля, популярная во всем мире.
Сейчас мы работаем сразу над тремя постановками, которые собираемся выпустить уже в ближайшее время. Это комедия «Чемоданчик», известная отечественному
зрителю по фильму «Оскар» с участием великого Луи де Фюнеса. Вторая постановка – серьезный, грустный, глубокий и в то же время жизнеутверждающий
моноспектакль «Оскар и розовая дама» – история больного раком маленького мальчика, умирающего в больнице в канун Нового года, главную роль в котором
исполнит бухгалтер по профессии и прима на нашей сцене – Светлана Тонконогова, работающая в коллективе с момента его основания. И, наконец, третий премьерный
спектакль – наш сценический вариант знаменитой пьесы Эдварда Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки».
Мы часто посвящаем спектакли любимым артистам – Любови Полищук, Олегу Янковскому, Алисе Фрейндлих, то есть ставим те пьесы, в которых они играли и добились
успеха, запомнились публике. Повторить великих невозможно, да и не нужно, но тень незримого присутствия мастера дает постановке дополнительный воздух,
расширяет ее внутреннее пространство, усиливает эффект воздействия. Так случилось со спектаклем «Лаура и Жак» французского драматурга Габриэля Ару.
Когда-то в нем главную роль исполняла Любовь Полищук. На нашей сцене играют другие артисты, но эта постановка стала самым настоящим хитом.
– А как вы выбираете материал, над которым работаете – интуиция, дань моде, тонкий расчет?
– Я всегда иду от собственных предпочтений, ставлю то, что нравится мне лично, к чему лежит сердце, о чем болит душа.
И, представьте, никогда не ошибаюсь. Зритель искренний интерес чувствует, как говорится, всей кожей и оценивает нашу общую творческую удачу по высшей шкале.
КАЖДЫЙ МОЖЕТ СТАТЬ АКТЕРОМ
– В вашем репертуаре были и остаются спектакли разных жанров: от социально-политического фарса «Только правда» по пьесе Жана-Поля
Сартра или философской притчи ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» до легких французских комедий положений или семейных
драм. А что вы предлагаете маленьким зрителям?
– У нас в планах новые спектакли для детей – «Щелкунчик» и «Волшебник Из- умрудного города». Работаем медленно, ведь актеры
не каждый день приходят в театр, нужно сделать так, чтобы репетиции и генеральные прогоны были удобны всем. Не забывайте – мы народный те- атр.
– А звание народного театра, как известно, ко многому обязывает...
– В 2009 году почетное звание Народного коллектива присвоено театру официально. И мы, как говорится, держим марку, чувствуем ответственность и за
спектакли, и за своих зрителей. На нашей площадке проходит ежегодный фестиваль детей с ограниченными возможностями «Я вижу мир». Десять
лет подряд мы в начале декабря устраиваем у себя выставку работ юных художников и мастеров, талантливых, ищущих, пытливых, вот только со здоровьем
им не повезло. Играем спектакли, общаемся, пытаемся лучше узнать друг друга. При театре открыта детская театральная студия – фабрика будущих звезд.
Попасть к нам может любой ребенок от 8 до 12 лет. Подготовительный этап – первые два года платные, затем лучшие из лучших вливаются в основную труппу,
играют вначале в детских спектаклях, затем вырастают и до основного репертуара, так идет приток новых кадров на нашу самодеятельную сцену.
– у вас сложился дружный творческий коллектив, репертуар, осталось только найти своих авторов – молодых драматургов. Есть желание ставить
отечественные современные пьесы?
– Желание есть, есть и предложения. Думаю, будут и спектакли.
ФАБРИКА ЗВЕЗД
В детской театральной студии при театре «Славичи» с вашим ребенком опытные педагоги займутся актерским мастерством, техникой речи,
сценическим движением. Принимаются абсолютно все дети с 8 лет. Было бы желание. Занятия два раза в неделю, плата за месяц 2000 рублей. Адрес:
Рублевское шоссе 34, корп.2. Запись ведется по телефону 8-499-726-64-96.
НАШЕ ДОСЬЕ
Александр Славиевич Олейник в 1985 году окончил отделение режиссуры театра Московского государственного института культуры. Работал помощником
режиссера в столичном театре-студии «На пятом этаже», руководил актерско-режиссерским курсом Всероссийского фонда культуры, на базе которого
и возник 15 лет назад Народный театр. Первые постановки осуществлялись на сцене столичного театра «Вернисаж». Народный коллектив заметили
и предложили ему помещение на западе Москвы. так у артистов-любителей появился свой дом в театральном центре «Крылатское».
ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ
Почему «Славичи»? Этот вопрос Александру Олейнику задают часто. "Ничего особенного. Все просто. ученики использовали мое отчество.
Я, кстати, не в восторге от этой идеи, но привык, смирился, – признается главный режиссер. – Отчество своеобразное. Папу в метриках записали в загсе
маленького глухого украинского поселка в 1938 году неправильно: вместо полного имени Вячеслав указали – Славий. Время было такое. Безграмотная
уборщица (больше в учреждении никого не было) уменьшительное имя Слава превратила в полное – Славий – по аналогии с Толей – Анатолием.
Вот и весь секрет, вся тайна".
Источник: На Западе Москвы №43/243 16 - 22 ноября 2012
|


Электронная запись в коллективы
|