Департамент культуры города Москвы
ТКС Кунцево
Театральный центр
Театральный центр "КРЫЛАТСКОЕ"


ИГРА НА НЕРВЕ, КУРАЖЕ
Камерный театральный коллектив «Славичи» работает на западе Москвы уже 15 лет

Маленький уютный зал на 26 мест, расположенный в высотном жилом доме на Рублевском шоссе. В холле – барная стойка с чаем, конфетами, печеньем. Угощение, впрочем, как программки и билеты на спектакли – бесплатное. Узнать репертуар можно в Интернете или из расклеенных по району афиш, пожилые зрители узнают о постановках в центрах социального обслуживания.

Спектакли «Славичи» играют по выходным, раза два в месяц. И это объяснимо, ведь актеры – их в труппе 25 человек – не являются профессионалами. Узнать, прав ли был герой Евгения Евстигнеева в фильме «Берегись автомобиля», утверждавший, что "актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением", мы решили у основателя театра, его главного режиссера Александра ОЛЕЙНИКА.

ГОЛОС ЕВСТИГНЕЕВА В ГРИМЕРКЕ

Александр Славиевич встретил радушно, чаем и шоколадными конфетами. Так здесь принято. Рассмеялся, услышав вопрос, и рассказал о том, что для его труппы фильм Эльдара Рязанова стал своеобразным талисманом, цитируют киноленту в театре постоянно.

– После первого действия захожу к актерам в гримерную и говорю голосом Евгения Евстигнеева: "Зрителей полный стадион. Начинаем второй акт". Я сам большой поклонник футбола, всю жизнь болею за «Спартак». И это мое невольное совпадение с героем знаменитой картины мы обыгрываем на всех капустниках, а фраза, которую произношу за кулисами, приносит нам удачу. На наших спектаклях обычно аншлаг. И это потому, что работают у нас люди, театру преданные, влюбленные в сцену. По основной профессии – топ-менеджеры, учителя, врачи, бухгалтеры... Едут на репетицию с работы иногда больше часа, а то и двух, приходят усталые, вымотанные городом, пробками, заботами ежедневными, и вдруг – преображаются, словно рождаются заново. Играют на нерве, кураже, иногда так, что позавидует любой именитый профессионал. Наши актеры знают зрителя, как говорится, в лицо, приходят в театр из повседневной жизни, с проблемами сегодняшнего дня знакомы детально, не понаслышке, расстояние между теми,кто на сцене и в зале – минимальное и в прямом, и в переносном смысле. Сцены собственно вообще нет, есть условная черта. Актер виден полностью, от зрителя не спрятаться за декорациями, которых минимум, или спецэффектами – мы не поклонники новомодных театральных тенденций и течений.

– А это не страшно – играть в такой предельной близости? Ведь здесь невозможно сфальшивить, прикрыть свое неумение, страх, неуверенность – не всякий маститый профессионал решится на такую короткую дистанцию.

– Мы просто знаем своего зрителя, любим его, а он, в свою очередь, любит нас, верит нам безоговорочно. И мы его стараемся не разочаровывать. А страх проходит быстро, главное, что у актера в сердце, за душой...

БУХГАЛТЕР - ПРИМА НА СЦЕНЕ

– А кто ваш зритель? Чем его можно увлечь, удивить, порадовать?

– Наша зрительская аудитория не признает возрастных границ. Мы ставим в основном мировые театральные шлягеры, которые были и остаются интересными для всех и во все времена. Последняя премьера театра: спектакль «Декоратор» – забавная английская комедия по пьесе Дональда Черчилля, популярная во всем мире. Сейчас мы работаем сразу над тремя постановками, которые собираемся выпустить уже в ближайшее время. Это комедия «Чемоданчик», известная отечественному зрителю по фильму «Оскар» с участием великого Луи де Фюнеса. Вторая постановка – серьезный, грустный, глубокий и в то же время жизнеутверждающий моноспектакль «Оскар и розовая дама» – история больного раком маленького мальчика, умирающего в больнице в канун Нового года, главную роль в котором исполнит бухгалтер по профессии и прима на нашей сцене – Светлана Тонконогова, работающая в коллективе с момента его основания. И, наконец, третий премьерный спектакль – наш сценический вариант знаменитой пьесы Эдварда Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки».

Мы часто посвящаем спектакли любимым артистам – Любови Полищук, Олегу Янковскому, Алисе Фрейндлих, то есть ставим те пьесы, в которых они играли и добились успеха, запомнились публике. Повторить великих невозможно, да и не нужно, но тень незримого присутствия мастера дает постановке дополнительный воздух, расширяет ее внутреннее пространство, усиливает эффект воздействия. Так случилось со спектаклем «Лаура и Жак» французского драматурга Габриэля Ару. Когда-то в нем главную роль исполняла Любовь Полищук. На нашей сцене играют другие артисты, но эта постановка стала самым настоящим хитом.

– А как вы выбираете материал, над которым работаете – интуиция, дань моде, тонкий расчет?

– Я всегда иду от собственных предпочтений, ставлю то, что нравится мне лично, к чему лежит сердце, о чем болит душа. И, представьте, никогда не ошибаюсь. Зритель искренний интерес чувствует, как говорится, всей кожей и оценивает нашу общую творческую удачу по высшей шкале.

КАЖДЫЙ МОЖЕТ СТАТЬ АКТЕРОМ

– В вашем репертуаре были и остаются спектакли разных жанров: от социально-политического фарса «Только правда» по пьесе Жана-Поля Сартра или философской притчи ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» до легких французских комедий положений или семейных драм. А что вы предлагаете маленьким зрителям?

– У нас в планах новые спектакли для детей – «Щелкунчик» и «Волшебник Из- умрудного города». Работаем медленно, ведь актеры не каждый день приходят в театр, нужно сделать так, чтобы репетиции и генеральные прогоны были удобны всем. Не забывайте – мы народный те- атр.

– А звание народного театра, как известно, ко многому обязывает...

– В 2009 году почетное звание Народного коллектива присвоено театру официально. И мы, как говорится, держим марку, чувствуем ответственность и за спектакли, и за своих зрителей. На нашей площадке проходит ежегодный фестиваль детей с ограниченными возможностями «Я вижу мир». Десять лет подряд мы в начале декабря устраиваем у себя выставку работ юных художников и мастеров, талантливых, ищущих, пытливых, вот только со здоровьем им не повезло. Играем спектакли, общаемся, пытаемся лучше узнать друг друга. При театре открыта детская театральная студия – фабрика будущих звезд. Попасть к нам может любой ребенок от 8 до 12 лет. Подготовительный этап – первые два года платные, затем лучшие из лучших вливаются в основную труппу, играют вначале в детских спектаклях, затем вырастают и до основного репертуара, так идет приток новых кадров на нашу самодеятельную сцену.

– у вас сложился дружный творческий коллектив, репертуар, осталось только найти своих авторов – молодых драматургов. Есть желание ставить отечественные современные пьесы?

– Желание есть, есть и предложения. Думаю, будут и спектакли.

ФАБРИКА ЗВЕЗД

В детской театральной студии при театре «Славичи» с вашим ребенком опытные педагоги займутся актерским мастерством, техникой речи, сценическим движением. Принимаются абсолютно все дети с 8 лет. Было бы желание. Занятия два раза в неделю, плата за месяц 2000 рублей. Адрес: Рублевское шоссе 34, корп.2. Запись ведется по телефону 8-499-726-64-96.

НАШЕ ДОСЬЕ

Александр Славиевич Олейник в 1985 году окончил отделение режиссуры театра Московского государственного института культуры. Работал помощником режиссера в столичном театре-студии «На пятом этаже», руководил актерско-режиссерским курсом Всероссийского фонда культуры, на базе которого и возник 15 лет назад Народный театр. Первые постановки осуществлялись на сцене столичного театра «Вернисаж». Народный коллектив заметили и предложили ему помещение на западе Москвы. так у артистов-любителей появился свой дом в театральном центре «Крылатское».

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ

Почему «Славичи»? Этот вопрос Александру Олейнику задают часто. "Ничего особенного. Все просто. ученики использовали мое отчество. Я, кстати, не в восторге от этой идеи, но привык, смирился, – признается главный режиссер. – Отчество своеобразное. Папу в метриках записали в загсе маленького глухого украинского поселка в 1938 году неправильно: вместо полного имени Вячеслав указали – Славий. Время было такое. Безграмотная уборщица (больше в учреждении никого не было) уменьшительное имя Слава превратила в полное – Славий – по аналогии с Толей – Анатолием. Вот и весь секрет, вся тайна".

Источник: На Западе Москвы №43/243 16 - 22 ноября 2012







Электронная запись
в коллективы